Стороны договора перевозки

Стороны договора перевозки

Специфика договора перевозки как договора в пользу третьего лица состоит и в том, что грузополучатель не только имеет обозначенные выше права, но и несет определенные обязанности 3 . Так, по прибытии груза в пункт назначения получатель обязан принять его и вывезти с территории станции, аэропорта, пристани. Подобная обязанность обусловлена тем, что неисполнение ее ведет к перегрузке складских помещений транспортного предприятия и затруднениям по приему груза для других получателей. Естественно, что обязанностью получателя является и окончательный расчет за оказанные перевозчиком услуги.

Новое гражданское и транспортное законодательство также закрепляет исчерпывающий перечень обстоятельств, освобождающих от имущественной ответственности перевозчика и грузоотправителя за неподачу и неиспользование транспортных средств, предусмотренных заявкой (заказом) или иным договором. Можно предположить, что законодатель к категории «иного договора» относит заявку и заказ (имея в виду принятую заявку, заказ).

Договор перевозки

Транспортная организация, занимающаяся перевозкой грузов, и грузоотправитель, который сдает груз для перевозки и платит провозную плату, заключают между собой договор перевозки. В большинстве случаев грузоотправитель поручает груз транспортной организации и указывает ей третьего участника процесса — грузополучателя, которому груз выдается в пункте назначения.

Договор должен быть заключен в письменной форме в виде единого документа, оформляющего перевозку груза. Таким документом чаще всего является транспортная накладная, а на мор­ском транспорте — коносамент. Моментом заклю­чения договора принято считать момент, когда вручается груз с сопроводительными документами. Срок договора — это время, за которое груз должен быть доставлен. Он считается соблю­денным, если груз был выгружен или подан под разгруз­ку до истечения времени доставки.

Стороны договора перевозки

Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Экспедитор рассматривает поручение в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа. Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором.

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме (п. 1 ст. 802 ГК). Перечень документов, подтверждающих заключение договора (экспедиторских документов), устанавливается Правилами транспортно-экспедиционной деятельности. Согласно п. 5 данных Правил таковыми являются:

Договор перевозки

  • перевозки в малом каботаже. Под малым каботажем понимается перевозка между двумя российскими портами, расположенными в одном море;
  • перевозки в большом каботаже. Перевозки между двумя портами РФ, располагающимися в разных морях;
  • перевозки в заграничном сообщении. Эти перевозки осуществляются в иностранные порты или из них.

Договор оформляется грузовой (почтовой) накладной. Наряду с обычной воздушной перевозкой используется договор воздушного чартера. Сущ¬ность такого договора заключается в предоставлении фрахтовщиком фрахтователю одного или не скольких воздушных судов (их частей) для воздуш¬ной перевозки груза или пассажиров и багажа на один или несколько рейсов. Природа такого договора аналогична морскому чартеру. Провозная плата рассчитывается по тарифам или по соглашению сто¬рон. Она взимается за расстояние по кратчайшему маршруту перевозки в соответствии с действующим расписанием либо за расстояние, определенное договором.

Рекомендуем прочесть:  Что такое частный жилищный фонд

Договор перевозки груза

В течение месячного срока (на воздушном транспорте — 45-дневного) перевозчик обязан рассмотреть претензию и либо удовлетворить ее, либо дать мотивированный ответ об отказе в удовлетворении претензии полностью или в части. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии, а также неполучения по окончании месячного срока ответа на претензию грузоотправитель и грузополучатель могут предъявить иск к перевозчику (п. 2 ст. 797 ГК РФ).

Перевозчик обязан подать судно в указанный в чартере порт погрузки или в указанный фрахтователем порт в соответствии с условиями чартера. При перевозке груза по чартеру перевозчик обязан в письменной форме уведомить фрахтователя или отправителя, если он указан фрахтователем, о том, что судно готово или будет готово в определенное время к погрузке груза. После приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать ему коносамент, морскую накладную или иной подтверждающий прием груза для перевозки документ.

Стороны договора перевозки

Сторонами договора перевозки груза являются перевозчик и отправитель. Перевозчиком могут быть соответствующие транспортные организации в форме хозяйственного общества (иной коммерческой организации), а также индивидуальные предприниматели, обладающие соответствующей лицензией. Отправителем груза может быть любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель. Обычно в роли отправителя оказываются коммерческие организации, осуществляющие отправку грузов для исполнения своих договорных обязательств, связанных с продажей (поставкой) товаров и выполнением иных договоров. Как правило, грузоотправитель является собственником отправляемых грузов либо лицом, наделенным соответствующими полномочиями по отправке груза.

Пассажиром может быть только физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира. Перевозчиком может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность перевезти пассажира и доставить багаж в пункт назначения и выдать багаж управомоченному на его получение лицу.

Стороны и содержание договора перевозки грузов (статья)

Во многих случаях целесообразной является такая структура договорных отношений по автоперевозке грузов, когда договор заключается непосредственно между автохозяйством (автобазой), осуществляющим перевозку, и грузоотправителем, так как она позволяет в наибольшей степени конкретизировать в договоре условия перевозки. Например, когда автобазы находятся на значительном отдалении от места нахождения областного автотреста и их роль отнюдь не ограничивается (даже при системе централизованных перевозок) функциями автомобильного депо. Большинство автохозяйств осуществляет функции перспективного и оперативного планирования работы автомобилей, диспетчерское руководство их работой на линии.

Выступая с теми или иными требованиями по отношению к грузополучателю, перевозчик ограничен тем объемом прав требований к получателю, которые в связи с доставкой груза первоначально принадлежали отправителю по договору поставки. Получатель обязан выполнить те требования перевозчика, которые обязательны для него как участника договора поставки, и не он, а грузоотправитель отвечает перед перевозчиком за то, что договор перевозки предусматривает такие обязанности получателя, которые не вытекают из договора поставки. Из сказанного вытекает, как важно обеспечить согласованность договора автомобильной перевозки груза с предшествующим договором поставки. Это достигается рядом мер, среди которых на одном из первых мест находится целесообразное построение Основных условий перевозок грузов автомобильным транспортом, Правил централизованных перевозок отдельных видов грузов и тому подобных нормативных актов.

Рекомендуем прочесть:  Основы семейного права в российской федерации права и обязанности родителей

Договор перевозки груза

Коносамент относится к ценной бумаге, которая удостоверяет вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.

Налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

Договор перевозки груза — существенные условия, образец

  1. Предмет договора. Включение данного пункта в содержание любого соглашения регламентировано ст. 432 закона № 14-ФЗ. Предметом договора перевозкигруза является оказание транспортных услуг по доставке в указанный пункт вверенных одной стороне (перевозчику) грузов с последующей их передачей конкретному лицу, имеющему полномочия на получение таких грузов. Вторая сторона (грузоотправитель) обязуется произвести оплату такой услуги (п. 1 ст. 785 закона № 14-ФЗ). Предмет договора не будет считаться установленным, а сам договор перевозки груза – заключенным, без указания:
  • характеристик груза (наименование, количество, вес, размер, объем, параметры упаковки/тары и т. д.);
  • даты и времени отправления и доставки грузов;
  • пунктов отправления и назначения (например, решение АС Кемеровской обл. по делу от 04.12.2009 № А27-16638/ 2009).
  1. Срок перевозки.
  2. Сумма провозной платы.
  3. Порядок и условия произведения расчетов между сторонами (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2008 № Ф04-4550/2008 [8671-А70-9]) и т. д.

Отдельными транспортными уставами и кодексами, а также договором могут быть установлены и другие условия возникновения ответственности сторон соглашения – например, неуказание в транспортной накладной особых комментариев о мерах предосторожности, необходимых при транспортировке груза, и т. д. (п. 3 ст. 35 Устава автотранспорта).

Права и обязанности сторон договора перевозки груза и их исполнение

б) другие утверждают, что базовым принципом ответственности перевозчика в рассматриваемом случае выступает принцип ответственности без учета вины перевозчика, допустившего нарушение обязательств, вытекающих из договора перевозки грузов, при осуществлении предпринимательской деятельности (В.В. Витрянский). По мнению автора, определение в УЖТ РФ оснований освобождения перевозчика от ответственности никак не может свидетельствовать о том, что такая ответственность строится по принципу вины. Наоборот, п. 3 ст. 401 ГК РФ допускает установление законом или договором дополнительных оснований для освобождения от ответственности лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Именно эти «дополнительные» основания и закреплены в УЖТ РФ, такая конструкция ответственности не имеет ничего общего с принципом вины.

Так, в силу п. 1 ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Указанная норма корреспондирует положениям п. 3 ст. 401 ГК РФ, закрепляющим принцип ответственности за нарушение обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности независимо от вины.