Ст 5 гпк

Статья 5

Дела, подведомственные судам общей юрисдикции в соответствии с ГПК РФ и иными федеральными законами, могут рассматриваться только по правилам гражданского судопроизводства, установленным в ГПК РФ. Никакие другие суды и другие органы государственной власти не вправе вмешиваться в компетенцию судов общей юрисдикции.

В комментируемой статье закреплен принцип осуществления правосудия только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, ст. ст. 1, 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» ) и его специфическое выражение применительно к судам общей юрисдикции.

Статья 5

1. Конституционные положения, согласно которым правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ), возлагает на суд всю полноту ответственности за правильное разрешение каждого дела. Выполнение этой задачи возможно лишь при условии понимания судьями личной ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений. Ничто не может быть признано оправдывающим нарушения законности при отправлении правосудия .
———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 года N 15 «О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия» // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 282.

3. Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанным Федеральным конституционным законом, не допускается (ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Статья 5 ГПК РФ

2. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» и от 7 февраля 2011 года «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» систему федеральных судов общей юрисдикции составляют Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды (гарнизонные, окружные, Военная коллегия Верховного Суда РФ); в единую судебную систему страны входят и мировые судьи, которые являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. К федеральным судам относятся также Дисциплинарное судебное присутствие, в которое обжалуются решения квалификационных коллегий судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (Федеральные конституционные законы от 9 ноября 2009 года «О дисциплинарном судебном присутствии» и «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации” и статьи 4 и 15 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»»). К подсудности данного судебного органа отнесены дела, которые ранее были подсудны Верховному Суду РФ в соответствии со ст. 27 ГПК. Дисциплинарное судебное присутствие рассматривает их в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК с учетом особенностей, установленных законом о дисциплинарном судебном присутствии и Регламентом этого судебного органа. Однако, оно не является судом общей юрисдикции, поскольку формируется из числа судей Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного суда.

Рекомендуем прочесть:  Образец заявление на взыскание алиментов

3. Правосудие по гражданским делам осуществляется всеми перечисленными судами, когда они рассматривают дела в качестве суда первой инстанции в любом из производств и по вновь открывшимся обстоятельствам. К сфере правосудия относится и пересмотр гражданских дел вышестоящими судебными инстанциями (апелляционной, кассационной и надзорной).

Комментарии к СТ 5 ГПК РФ

Принцип осуществления правосудия только судом вытекает из положения ст. 10 Конституции РФ, которая провозглашает разделение государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельно осуществляют свои полномочия.

Согласно ст. ст. 118 и 120 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судьи независимы и подчиняются Конституции РФ и закону. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании материалов дела. Всякое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия преследуется по закону.

Статья 5 ГПК РФ

Дела, подведомственные судам общей юрисдикции в соответствии с ГПК РФ и иными федеральными законами, могут рассматриваться только по правилам гражданского судопроизводства, установленным в ГПК. Никакие другие суды и другие органы государственной власти не вправе вмешиваться в компетенцию судов общей юрисдикции.

Статья 5 ГПК РФ конкретизирует норму ст. 118 Конституции. Конституционным принципом гражданского процессуального права является осуществление правосудия по гражданским делам только судами общей юрисдикции. Суть этого принципа раскрывает содержание понятия «правосудие». Это деятельность, осуществляемая в особом порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, подчиненная принципам, гарантирующим вынесение законных и справедливых судебных постановлений. Иные государственные, муниципальные, общественные органы не вправе вмешиваться в судебную компетенцию по рассмотрению и разрешению гражданских дел. В ст. 1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. от 04.03.2013) подчеркнуто, что судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Рекомендуем прочесть:  Договор купли продажи транспортного средства старого образца

Статья 5

В то же время органы судебной власти не вправе выполнять полномочия, которые возложены на другие органы государственной власти. Например, в силу принципа разделения властей суд не может обязать законодательный орган субъекта РФ изменить, дополнить, принять или привести какой-либо закон в соответствие с другим нормативным актом, имеющим большую юридическую силу .

2. Возникает вопрос о последствиях принятия решения другим органом судебной власти, например арбитражным судом, по делу, по которому имеется так называемый позитивный конфликт подведомственности, когда несколько судов претендуют одновременно на рассмотрение одного и того же спора. Такие ситуации возможны, поскольку принятием новых ГПК и АПК не удалось достичь юридически чистого разграничения предметов ведения между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, например по спорам в сфере исполнительного производства (см. комментарий к разд. VII ГПК). В этом случае, на наш взгляд, до отмены в установленном порядке решения суда, вступившего в законную силу, вынесенного в условиях конфликта подведомственности, в силу правила о его обязательности никто не вправе подвергать сомнению его юридическую силу.

Статья 5 ГПК РФ

1. Конституционные положения, согласно которым правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ), возлагает на суд всю полноту ответственности за правильное разрешение каждого дела. Выполнение этой задачи возможно лишь при условии понимания судьями личной ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений. Ничто не может быть признано оправдывающим нарушения законности при отправлении правосудия.

6. К судам общей юрисдикции относятся Верховный Суд РФ, Верховные суды субъектов РФ (республик, входящих в состав РФ, краев, областей, города Москвы и С.-Петербурга, автономной области и автономных округов), районные (городские) суды, военные суды (ст. 1 Закона РСФСР от 8 июля 1981 года «О судоустройстве РСФСР»), иные специализированные суды, а также мировые судьи (ст. ст. 26 и 28 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).