Ст 24 гпк

Статья 24

1. Районный суд, к примеру, разрешает заявления, оспаривающие действия и решения, нарушающие права и свободы граждан. Так, в силу ст. 138 НК РФ судебное обжалование действий или бездействия должностных лиц налоговых органов физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в районный суд .
———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: решение Верховного Суда РФ от 14 января 2000 года N ГКПИ 99-944.

12. Дела о восстановлении срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда РФ за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, относятся к предмету рассмотрения районного суда .
———————————
См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 5 декабря 2008 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 2.

Статья 24 ГПК РФ

Таким образом, под юрисдикцию районного суда непосредственно или через возможность пересмотра по существу решений мировых судей попадает основная масса гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции. Это ключевое звено системы федеральных судов общей юрисдикции, и от результата их деятельности во многом зависит эффективность правосудия по гражданским делам в целом.

2. К подсудности районных судов относятся в частности все дела об оспаривании нормативных правовых актов органов публичной власти и их должностных лиц, не отнесенные к компетенции других федеральных судов (см. п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48, в ред. от 10 июня 2010 года N 13 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Статья 24 ГПК РФ

Законодателем установлена еще одна категория дел о защите избирательных прав, подсудных районным судам, — по заявлениям избирательных комиссий и комиссий референдума в связи с нарушением избирательного законодательства, законодательства о референдуме органами местного самоуправления, должностными лицами муниципальных образований, участковыми избирательными комиссиями, комиссиями референдума, избирательными объединениями по выборам органов и должностных лиц местного самоуправления, кандидатами в эти органы (ч. 2 ст. 259 ГПК РФ).

Районным судам подсудны дела об оспаривании ненормативных актов (решений, действий, бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления, а также муниципальных органов. Районным судам подсудны также дела об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти и должностных лиц, за исключением названных в п. 1 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ и п. 1 ч. 3 ст. 9 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». Такой вывод следует из систематического анализа ст. 24, 26, 27 ГПК РФ и ст. 9 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».

Статья 24 ГПК РФ

10. Если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то, несмотря на то, что эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя и, следовательно, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) следует определять исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных статьями 23 — 24 ГПК РФ .

7. Дело по иску сотрудника внутренних войск, проходившего службу на территории Чеченской Республики, к управлению внутренних дел (УВД) о взыскании компенсационных выплат за участие в боевых действиях подсудно районному суду. Такой вывод делается исходя из требований ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне», в котором есть норма о том, что сведения о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. Поскольку в рассматриваемом случае спор касается компенсаций за участие в боевых действиях, а такие сведения на основании приведенной выше нормы не могут относиться к сведениям, содержащим государственную тайну, и, следовательно, по этому основанию дело не может быть отнесено к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа .

Статья 24

В Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г.), указано следующее: «Согласно ст. 24 ГПК РФ все категории дел, связанных с воспитанием детей, с точки зрения правил родовой подсудности рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции. Исходя из этого, следует признать нарушением процессуального закона возвращение районным судом заявления в связи с несоблюдением заявителем правил родовой подсудности. В частности, некоторые судьи районного суда ошибочно полагали, что заявления об определении места жительства ребенка, об определении порядка общения с ребенком, об ограничении родительских прав подсудны мировым судьям» .
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 7.

Рекомендуем прочесть:  Налог при продаже квартиры и одновременной покупке

Не подлежат рассмотрению районными судами дела, подсудные военным судам, специализированным судам, верховному суду республики, краевому, областному судам, суду города федерального значения, суду автономной области или суду автономного округа, а также дела, подсудные Верховному Суду РФ.

Статья 24 ГПК РФ

3. Суды при решении вопроса о том, единолично или коллегиально должно быть рассмотрено дело, должны исходить из положений ст. 7 ГПК РФ, а равно требований, закрепленных в ч. 1 ст. 121, ч. 1 ст. 244.4, ч. 1 ст. 244.8, ч. 1 ст. 246, ч. 2 ст. 260.1, ч. 1 ст. 261.7, ст. 306, ч. 1 ст. 420, ч. 1 ст. 425 ГПК РФ.

11. Гражданские дела, связанные с защитой авторского права и смежных прав, исходя из ст. 23 ГПК РФ не подсудны мировому судье. Указанные дела рассматриваются районными судами в качестве суда первой инстанции, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 26 и 27 ГПК РФ. Районным судам подсудны также гражданские дела, связанные с созданием и использованием служебных произведений.

Статья 24

7. Дело по иску сотрудника внутренних войск, проходившего службу на территории Чеченской Республики, к управлению внутренних дел (УВД) о взыскании компенсационных выплат за участие в боевых действиях подсудно районному суду. Такой вывод делается исходя из требований ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне», в котором есть норма о том, что сведения о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. Поскольку в рассматриваемом случае спор касается компенсаций за участие в боевых действиях, а такие сведения на основании приведенной выше нормы не могут относиться к сведениям, содержащим государственную тайну, и, следовательно, по этому основанию дело не может быть отнесено к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа .

———————————
См.: Собр. законодательства РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июня 1997 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. N 11. С. 7.

Ст 24 гпк

1. Наибольшая часть гражданско-правовых споров в Российской Федерации рассматривается районными судами. В соответствии со ст. 21 Закона о судебной системе районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанций и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд рассматривает по первой инстанции все дела, за исключением дел, отнесенных к компетенции мировых судей, судов субъектов Российской Федерации и Верховного Суда РФ.
2. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Районный суд рассматривает в качестве апелляционной инстанции судебные постановления, вынесенные мировыми судьями.
3. В актах Верховного Суда РФ приводятся разъяснения относительно разграничения подсудности дел районным и другим судам. Так, дела по искам сотрудников органов внутренних дел о взыскании денежных выплат за фактическое участие в контртеррористических операциях, о предоставлении компенсации за работу в сверхурочное время, о взыскании денежного довольствия относятся к делам, возникающим из отношений по осуществлению государственной службы в правоохранительных органах.
Дела, возникающие из отношений по осуществлению государственной службы в правоохранительных органах, не отнесены ст. 23 ГПК РФ к подсудности мирового судьи, поэтому эти дела подсудны районным судам (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года ).
———————————
СПС «КонсультантПлюс».

Как отмечается в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» , дела по спорам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, о компенсации морального вреда при причинении вреда жизни или здоровью гражданина подсудны районным судам.
———————————
Бюллетень ВС РФ. 2010. N 3.

Рекомендуем прочесть:  Как получить квитанцию на оплату налога

Статья 24 ГПК РФ

В статье 24 ГПК РФ установлена подсудность гражданских дел районному (городскому) суду. Фактически большинство категорий гражданских дел рассматриваются именно этой судебной инстанцией. Именно поэтому, чтобы исключить пробелы в категориях дел, подлежащих рассмотрению в судах общей юрисдикции, конструкция статьи носит отсылочный характер.

При наличии затруднений в определении подсудности между мировыми судьями и районным судом оптимальным вариантом представляется подача искового заявления именно в районный суд. В этом случае при возвращении искового заявления в порядке статьи 135 ГПК РФ суд укажет, к какому мировому судье стоит обращаться с этим иском. Как правило, после этого мировые судьи принимают исковое заявление к своему производству без вопросов.

Гражданский процессуальный кодекс РФ

Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов.
О конституционно-правовом смысле положений частей первой, второй и четвертой статьи 251 настоящего Кодекса см. постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 2004 г. N 1-П, определение Конституционного Суда РФ от 2 марта 2006 г. N 58-О.
1. Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
2. С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.
3. Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном настоящей главой, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
4. Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.
5. Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 настоящего Кодекса, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.
6. К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.
7. Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
8. Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении.

Статья 252. Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов.
1. Лица, обратившиеся в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, извещаются о времени и месте судебного заседания.
2. Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение месяца, а Верховным Судом Российской Федерации — в течение трех месяцев со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
3. Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.