Разделы речи посполитой и их роль в судьбе белорусских земель

Начало нового периода в истории Беларуси. В 1795 г. произошел третий, последний раздел Речи Посполитой. В результате она как самостоятельное государство исчезла с политической карты Европы. Белорусские земли с более чем трехмиллионным населением оказались в составе Российского государства. Это событие стало судьбоносным для Беларуси. Начался новый период в истории восточнославянских народов — белорусского, украинского и русского. Возникли новые условия для формирования белорусского этноса, развития экономики и культуры Беларуси.

Разделы речи посполитой и их роль в судьбе белорусских земель

Возникшая в результате Люблинской унии многона­циональная Речь Посполитая, составляла целое только вовне, тогда как внутри всегда существовало разделе­ние на Корону (Польшу) и Великое княжество Литовс­кое, которое сохранило свои центральные учреждения, собственную казну, армию и свое законодательство — Статут 1588 г. Постоянные войны, антифеодальные восстания, меж­доусобная борьба соперничавших магнатских группиро­вок расшатывали государственно-правовые устои Речи Посполитой, углубляя экономический и политический кризисы. К тому же избрание на польский престол в 1697 году саксонского короля Августа П из династии Веттинов при­вело к созданию в 1697 г личной унии между Речью Посполитой и Саксонией, сохранявшейся до 1763 г. Поведе­ние саксонских королей и их политика в Короне и Великом княжестве Литовского приобретали нередко черты окку­пации, что вызывало недовольство у всех слоев населения Речи Посполитой. Во времена правления саксонских королей усилилась религиозная нетерпимость, что также не содействовало социальному миру в Речи Посполитой, уг­лубило общий кризис Речи Посполитой и в итоге привело эту страну к трем разделам ее территории.

Разделы речи посполитой и их роль в судьбе белорусских земель

Первый раздел Речи Посполитой отрезвил польских магнатов и шляхту. 3 мая 1791 г. сейм принял Конституцию Речи Посполитой, которая отменяла выборность королей, liberum veto и право на конфедерации. Законодательная власть принадлежала двухпалатному сейму, избиравшемуся на два года и принимавшему решения большинством голосов. Правительство, армия и бюджет были объявлены общими для всей Речи Посполитой. Конституция в очередной раз провозгласила о полном слиянии Польши с Великим княжеством Литовским в единый неделимый организм.

Политический кризис Речи Посполитой и три раздела её территории

Первая причина для политического кризиса возникла в момент подписания Люблинской унии. С того времени вся история Речи Посполитой — это борьба ВКЛ за сохранение независимости. Это ослабляло и Корону Польскую, и княжество в экономическом и военном отношении, делало федеративное государство легкой добычей для соседних стран. Второй причиной политического кризиса стали шляхетские вольности («либерум вето», конфедерации, местные сеймики и др.), подрывавшие основы государственности Речи Посполитой. Они вели к усилению шляхты и ослаблению административного управления. Третьей причиной политического кризиса была религиозная и национальная политика, стремление ополячить жителей ВКЛ, перевести их из православия в католическую веру. Четвертая причина — сочетание национального и религиозного угнетения с феодальным, что вызывало крестьянские выступления и подрывало силу государства. Пятая причина — борьба между магнатами за власть в стране. Обращение разных группировок с просьбами о помощи к соседним странам, создание конфедераций, падение нравов шляхетского сословия, неспособность власти консолидировать государство, а также постоянные войны — все это ослабляло Речь Посполитую.

История белорусских земель в составе Речи Посполитой

Тема 1. Введение. Белорусские земли впервобытную эпоху и в период раннего феодализма (до второй половины XIII в.) 2 часа.
1. Предмет и задачи исторической науки. Источники и литература.
2. Периодизация истории первобытного общества. Заселениетерритории и начало расселения славян на землях Беларуси.
3. Образование, политическая история и общественный строй Полоцкого, Туровского и других княжеств на территории Беларуси.
4. Духовная жизнь икультура на белорусских землях в первобытную эпоху и в период раннего феодализма. Принятие христианства.

Семинарские занятия

Накануне Люблинской унии в Беларуси проживало 1800 тыс. жителей, которые по своему социально- экономическому положению делились на три сословия: шляхта, крестьяне и мещане. Шляхта была закрытым сословием и строго оберегала свои ряды. Самым многочисленным сословием общества было крестьянство. После аграрной реформы крестьяне делились на следующие категории: тяглые, осадные, огородники и слуги. Тяглые крестьяне должны были отрабатывать барщину по два дня в неделю, платить чинш от 6 до 21 грошей с волоки и оброк. Осадные (оборонные) крестьяне не ходили на барщину, но платили 30 грошей чиншу и выполняли другие повинности наравне с тяглыми. К крестьянам-слугам относились ремесленники, кузнецы, конюхи и др. Самой бедной частью крестьянства были огородники, халупники и кутники. Огородники не имели пахотной земли, только огород, халупники имели только дом, а кутники даже собственного дома не имели. В конце XVI — первой половине XVII в. в ВКЛ окончательно фактически и юридически оформилось крепостное право. Статут 1588 г. ввел срок розыска беглых крестьян до 20 лет. Он лишил права крестьян перехода и зачислял в положение непохожих людей тех, кто прожил на земле феодала 10 лет. Крестьянин стал объектом залога, купли-продажи, как с землей, так и без нее. С каждым годом увеличивалась барщина, чинш, натуральный оброк Крестьяне оказались на самой нижней лестнице феодального общества. В XVI в. происходит урбанизация белорусского общества, появляются новые города. Почти все города получили магдебургское право, которое содействовало развитию в них ремесла и торговли, давало независимость от королевских чиновников. В ВКЛ насчитывалось 112 городов и местечек. На социально-экономическую жизнь Беларуси в конце XVII — начале XVIII ее. оказали влияние многолетние войны, которые привели к разрушению производительных сил, к

Рекомендуем прочесть:  Является Ли В России Венчание В Церкви Официальным Заключением Брака

Ответы по истории

Вопрос об унии был злободневным для Польши на протяжении более полутора столетий. Польские магнаты поднимали вопрос об унии на четырех сеймах. Шляхту привлекали земли Великого княжества, чины и богатства. Она открыто добивалась инкорпорации Великого княжества Литовского. Идея унии находила поддержку со стороны белорусской шляхты, надеявшейся получить «золотую польскую вольность». В 1562 г. белорусская шляхта создала в лагере под Витебском конфедерацию и обратилась с просьбой к Великому князю заключить унию с Польшей. Польская католическая церковь видела в унии средство расширения своего влияния на восток.

Беларусь в составе Речи Посполитой

4. Тайные переговоры. В 1590 г. часть православных епископов вступила в тайные переговоры с польским королем Сигизмундом III, выразив желание присоединиться к католической церкви. В 1595 г. епископы Луцкий К. Терлецкий и Владимирский И. Потий после издания королем универсала, в котором он сообщал о переходе православных епископов к унии, отправились в Рим и признали власть Папы Римского. В октябре 1596 г. король Сигизмунд III и киевский митрополит М. Рогоза по поручению Папы Римского Климентия VIII созвали в Бресте церковный собор для официального провозглашения унии.

Белорусские земли в составе Речи Посполитой (1569-1795 гг

С присоединением территории современной Беларуси к России положение православных резко изменилось. Во вновь образованных Псковской и Могилевской епархиях были обнародованы правительственные распоряжения, запрещавшие, под страхом строгой ответственности, совращать православных в унию и разрешавшие униатам при желании возвращаться в православие. Вместе с тем повелевалось, чтобы сыновья от смешанных браков считались православными. Эти распоряжения не только упрочили положение православного населения Белоруссии, но и повлияли на настроения униатов. Последние стали возвращаться к вере отцов и дедов. В течение первых 8 лет в Беларуси около 250000 униатов обратились в православие.

Белорусские земли в составе Речи Посполитой (1569-1795 гг

Более двух веков история белорусского народа была связана с Речью Посполитой. Этот период имел особенное значение в первую очередь для национальной самоидентификации белорусов и их политического самоопределения. Но надо учитывать и тот бесспорный факт, что как государство Речь Посполитая была менее всего заинтересована в развитии белорусов как самостоятельного народа. Наоборот, делалось все, чтобы стереть из памяти белорусского народа его этническую принадлежность. В условиях постоянного нарастания польско-католического притеснения большинство белорусов осознавали, что для своего самосохранения как этноса, для своего дальнейшего исторического развития они должны вернуться к своим общерусским корням, к истокам своей государственности. Ярким свидетельством этому является острая религиозно-национальная борьба, развернувшаяся на белорусских и украинских землях и не прекращавшаяся до воссоединения их с Российским государством.

Политический кризис Речи Посполитой и три раздела ее территории

Подъем времен Ренессанса и Реформации сменился упадком. Активизировались силы контрреформации во главе с орденом иезуитов. Научные знания объявлялись грешными и несовместимыми с христианством. Книгоиздательская деятельность связана с Сымоном Будным, последователœем Ф.Скорины, в 1562ᴦ. В Несвиже он издал первую белорусскоязычную книгу «Катехизис», Василий Тяпинский издал «Еванелие», была написана «Грамматика» Мелœентием Смотрицким, она на протяжении 17-18в. Служила учебником по церковнославянскому языку для всœего восточнославянского населœения. Николай Гусовский написал «Песню о зубре», знаменитую поэму о времени правления Витовта. Была открыта Виленская иезуитская академия, первым ректором её стал Петр Скарга. Иезуитская система образования прелœедовала приобщение молодежи к католичеству, но при этом обеспечивала высокий уровень знаний по гуманитарным наукам. Была заложена идея правового гос-ва в Статутах ВКЛ При этом Статуты были составлены в интересах феодалов и защищали их права. Многие замки XIV-XVI вв. имеют черты готической архитектуры: своеобразную кладку, перекрытия в виде стрельчатых крестовых сводов, высокие окна и двери стрельчатого очертания.Наиболее яркими примерами готической архитектуры в Беларуси являются: Костел Св. Иоанна Крестителя в д.Камаи (Поставский район), памятник, сочетающий приемы и формы оборонительного зодчества, архитектуры готики и ренессанса (1603-06), (Витебская область), Свято-Михайловская церковь в д.Сынковичи (Зельвенский район), памятник оборонительного зодчества с чертами готики (XV — начало XVI), (Гродненская область) В последней четверти XVI в. в монументальной архитектуре Беларуси появляется первое сооружение в стиле барокко — костел иезуитов в Несвиже (1587-1593 гᴦ.). Заимствованные из Италии архитектурные формы еще долго сочетались в местном зодчестве с элементами готики и ренессанса. Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном зодчестве Великого княжества Литовского (основную часть которого составляли белорусские земли) получила в искусствоведении название «виленского барокко». Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. К примеру, Софийский собор в Полоцке (1738 -1760 гᴦ., построен на фундаменте разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 — 1779 гᴦ.), Борунах Ошмянского района Гродненской области (1747 — 1754 гᴦ.), Толочинœе Витебской области (1769 — 1779 гᴦ.), Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах Слонимского района Гродненской области (1769 ᴦ.), Воскресенская церковь в Витебске (1772 ᴦ.) и другие. Со второй половины XVIII в. на смену барокко пришел классицизм, окончательно утвердившийся в конце XVIII в. В постройках отмечается упрощенность линий, объемов, деталей, появляются простые и спокойные формы, не лишенные изысканности, свойственной архитектуре барокко. Выдающимися памятниками классицизма в Беларуси являются дворцы в Гомелœе, Жировичах, Снове; соборы: Иосифа в Могилеве, Петра и Павла в Гомелœе. Широкое распространение с начала XVI века получил школьный театр. Он функционировал во многих городах и местечках при католических и православных духовных учебных заведениях. Так в Минской губернии возник театр при иезуитском коллегиуме. Он был польского происхождения и стал средством борьбы католицизма против православья и лютеранства. Сюжеты для театра заимствовались из Библии и Евангелия, а спектакли ставились исключительно на религиозные темы. Οʜᴎ проходили на торжественных школьных актах или по случаю политических праздников. Также распространение получила батлейка(кукольный театр). Для живописи начиная с XVII в. характерно развитие церковных монументально-декоративных росписей. Особенностью стиля этих росписей является связь с традициями и приемами народного искусства. В XVIII в. декоративная живопись становится одним из важнейших наряду со скульптурой элементов художественного оформления культовых сооружений стиля барокко. В XVIII в. создавались и чрезвычайно богатые, живописные по своему характеру резные иконостасы со скульптурными изображениями святых и растительным орнаментом. Интересна и деревянная скульптура («Распятие» из Художественного музея в Минске работы резчика Казимира Круповича). Иконопись в это время также переживает значительные изменения. Православные, чтобы отмежеваться то униатства обращаются к старовизантийскому письму. В портрете XVII века важную роль играла не только написанная особа, но и обстановка вокруг, которая иногда имела символический или аллегорический смысл. Портреты писали как местные, так и иностранные живописцы, которых было достаточно в Речи Посполитой. Вывод Развитие культуры ВКЛ в 16-17 в. Происходило в довольно сложных условиях (несильное введение униатства, кризис Речи Посполитой), однако направления культуры значительно прогрессировали. Издавались книги, строились замки, сильное развитие получил крепостной театр и портретный жанр. И всё это не в последней мере благодаря меценатству. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, XIV — XVI вв. — это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры, синтез ренессансово-гуманистических веяний и средневековых религиозных традиций, расширения культурных связей между белорусским и другими народами.

Рекомендуем прочесть:  Заявление на алименты супруги до трех лет

Open Library — открытая библиотека учебной информации

1. Внутренние. К этому времени шляхта Польши заняла доминирующее положение в своем государстве. Она непосредственно влияла на внутреннюю и внешнюю политику правительства. В ВКЛ же главную роль играли магнаты. Поэтому белорусская шляхта путем объединения хотела добиться прав польской шляхты.

Белорусские земли в составе речи посполитой

1 июля 1569 г. произошла присяга на Люблинскую унию, а затем молитва в костелах. Люблинская уния была не чем иным, как аннексией, инкорпорацией ВКЛ в состав Польской Короны, фиговым листком для прикрытия измены великого князя, насильственной политики со стороны польских феодалов и верхушки католического духовенства, началом гибели Великого княжества Литовского. Для Беларуси Люблинский акт являлся угрозой полного окатоличивания и полонизации края, уничтожения белорусской народности и ее культуры.

Разделы речи посполитой и их роль в судьбе белорусских земель

Фактически включение Беларуси в состав России положило конец шляхетскому самовольству и усобицам в белорусских землях, содействовало дальнейшему экономическому развитию Беларуси. Однако: во-первых, в составе России Беларусь не имела никакой самостоятельности ни в политических, ни в экономических, ни в культурно-национальных вопросах. Во-вторых, положение трудового народа (крестьянства) оставалось крайне тяжелым и унизительным. В- третьих, положение горожан также ухудшилось, магдебургское право было признано за белорусскими городами формально, практически же городского самоуправления не было. Купцы платили налоги, мещане были обложены общим подушным налогом, исполнялась воинская повинность. В- четвертых, в составе России белорусские губернии обязаны были вносить в царскую казну большие налоги. В-пятых, культура Беларуси после присоединения к России оказалась в сложном положении. Она вынуждена была защищаться от полонизаторских действий польских помещиков, католического духовенства, русификаторской политики официальных властейцарской России, в планы которых не входило развитие белорусской культуры.

ЭКОНОМИКА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В СОСТАВЕ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ

Триумф тарговчан был кратковременным. Подготовив военный разгром Речи Посполитой, они подготовили второй ее раздел. 13 января 1793 г. между Россией и Пруссией был подписан акт второго раздела Речи Посполитой, на территорию которой вступили и прусские войска. 17 августа последний Сейм Речи Посполитой, собравшийся в Гродно, ратифицировал договор о разделе с Россией, а 23 сентября 1793 г. было объявлено о ратификации договора с Пруссией. К России отходила Правобережная Украина и центральная часть Беларуси с городами Борисов, Минск, Слуцк, Несвиж, Туров, Пинск. Пруссия захватила Гданьск, Торунь, почти всю Большую Польшу, часть Мазовши и Краковского воеводства.

Реакция и последствия